КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ИНДИИ

Многие на Западе, как и в России, не знают, что Православная Церковь в Индии существует. Для многих Индия — это экзотическое место, страна заклинателей змей, край слонов и коров, а также бедных людей. Такое мнение особенно укрепилось после выхода фильма "Миллионер из трущоб". Это правда, однако в большинстве случаев на человека влияют стереотипы.

Многие упускают из виду, что Индия — прежде всего страна святого апостола Фомы. Господь поручил этот народ святому Фоме для проповеди Благой Вести Иисуса Христа. Именно этот апостол принес Православие в Индию. Да, к удивлению многих людей, в Индию истинная вера пришла раньше, чем в Россию и многие другие христианские страны. Согласно преданию, найденному в Деяниях Фомы (апокриф), в 40 г. н. э. апостол Фома впервые высадился в нынешнем штате Махараштра, в районе Кальян (в 60 км от г. Мумбаи), и пошел вверх в Северную Индию. Там он проповедовал Благую Весть, а в 52 г. н. э. отправился в прибрежные районы Южной Индии, так как неподалёку находились значимые морские порты, в которых общины евреев и римлян вели торговлю с Индией. В Южной Индии, согласно местной устной традиции, Фома основал восемь (местная традиция называет их «Семь с половиной») общин. В 72 г. Фому замучили местные индуистские жрецы. В настоящее время большая часть мощей апостола находится в итальянской Ортоне.

Во время своего служения в Индии апостол Фома, согласно устной традиции, рукоположил в священство несколько брахманов выдающегося происхождения. В апостольскую эпоху чины епископа и пресвитера еще не были разделены, поэтому мы не знаем, был ли среди них в то время какой-либо епископ (в постапостольском смысле). Благодаря историческим записям известно, что Церковь апостола Фомы в Индии зависела от церкви Персии (обе находились за пределами Римской империи, т. е. Эйкумены). Персидская церковь посылала в Индию священников и епископов. В записях первого Вселенского Никейского Собора мы находим некоего епископа «Иоанна Персидского [председательствующего] над церквями во всей Персии и Великой Индии». В V веке, во время несторианских споров, сторонники несториан бежали в Персию и были приняты Митрополитом Барсаумой из Нисибиса, сторонником Нестория. В 496 г. н. э. Персидская церковь стала несторианской, и, следовательно, индийская церковь, хотя и неосознанно, также стала несторианской и оставалась таковой до прихода португальцев в 16-м веке.

В начале 16-го века португальцы прибыли в Индию и колонизировали юго-восточные прибрежные районы. Они увидели, что в Южной Индии проживает большое количество христиан, и они называют себя христианами святого Фомы. Португальцы также узнали, что об индийской церкви заботилась Персидская и среди них были персидские епископы. Португальская иерархия в Индии решила привести местных христиан в общение с Римом и обратить их в латинский обряд. Поэтому они стали назначать своих епископов для народа и менять местную несторианскую литургию.

В 1599 г. португальские католики под руководством Архиепископа Менезеша в Синоде Диампера решили окончательно обратить местных христиан в католицизм и латинский обряд. Большинство местных христиан под предводительством архидиакона Фомы восстали и разорвали отношения с латинянами, а в 1653 году принесли клятву, известную как «Присяга Кунанского креста», которая заключалась в решении никогда не подчиняться латинянам. С тех пор местные христиане были известны как «христиане-маланкары».

Архидьякон Фома писал письма различным Восточным Патриархам с просьбой прислать для них епископа. Никто не ответил, за исключением якобитского (сирийского) Патриарха Антиохии, который послал Георгия Абдула Джалиля, якобитского епископа Иерусалимского (монофизита). Епископ Георгий прибыл в Индию в 1665 году, и большинство индийских христиан, которые не знали разницы между восточно-сирийским (несторианским) и западно-сирийском (якобитским) христианством, перешли под власть якобитской церкви (монофизитской), в то время как некоторые все еще ждали восточно-сирийского (несторианского) епископа.

Несторианский епископ Мар Гавриил прибыл в Индию только в 1701 году, и, следовательно, часть христиан снова оказались под опекой несторианской церкви. В 19-м веке с приходом западных протестантских миссионеров возникли новые фракции и христианские конфессии.

Первый православный храм нашего времени был построен греческими купцами в 1924 году в Калькутте. Его воздвигли не с миссионерской целью, а для греческих купцов, проживающих в городе. Греческую миссию в Калькутте начал иеромонах Афанасий (Антелес) примерно в 1980 году. Отец Афанасий в течение 10-ти лет, вплоть до своей смерти в 1990 году, проповедовал Евангелие и привел в Православную Церковь множество людей. Позже, в 1991 году, другой греческий иеромонах Игнатий (Сеннис) с горы Афон прибыл в Индию, чтобы продолжить дело о. Афанасия. Зная важность благотворительной деятельности в Индии на примере трудов матери Терезы, вскоре после прибытия в Индию о. Игнатий основал благотворительное общество в Калькутте. В 2004 г. он покинул Индию и был рукоположен в епископа Мадагаскара Александрийского Патриархата. С тех пор благотворительной организацией руководит его кузина, монахиня Нектария (Парадиси). Греческая церковь в Калькутте находится под управлением Константинопольского Патриархата.

История же православных коренных индийцев под управление Русской Православной Церкви Московского Патриархата началась в 2012 году и тесно связана с деятельностью индийского священника Климента Нехамаийа, настоятеля прихода в честь Живоначальной Троицы.

Автор - иерей Климент Нехамаийа, настоятель прихода в честь Живоначальной Троицы.