ИСТОРИЯ ПРИХОДА В ЧЕСТЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ Г. ЧАНДРАПУР
В 2009 году наша англиканская семья Нехамаийя во главе с Поликарпом (Роханом), на тот момент англиканским священником, начала искать Православную Церковь для присоединения к ней. Семья Нехамаийа является четвертым поколением англикан из индийцев, которые около ста лет назад стали христианами благодаря первой миссии Шотландской Епископальной Церкви в Индии (часть Англиканского сообщества).
Первые англиканские предки нашей семьи приняли новую фамилию «NehamaiYah», которая образована от еврейского имени Нехемия (Nehemiah) с выделением на конце слова «Yah», представляющего усеченную форму еврейского имени Бога «Yahweh». Фамилия символически показывает нам связь рода с единобожием и почитанием истинного Бога.
Когда семья стала православной, все взяли новые церковные имена. Глава семьи Шубха стала Серафимой, ее дети: Ашиш, Рохан и Прассенаджит – Игнатием в честь святителя Игнатия Богоносца, Поликарпом в честь святителя Поликарпа Смирнского и Климентом в честь папы Климента Римского соответственно. Жена Поликарпа, Прити, стала Ириной в честь великомученицы Ирины, а Неха, жена Климента, стала Екатериной в честь великомученицы Екатерины Александрийской.
С 2009 по 2012 гг. мой брат, священник Поликарп, в письмах просил помощи у Поместных Православных Церквей. В письмах к Константинопольскому и Московскому Патриархатам Поликарп просил присоединить его и его общины к Православной Церкви. Ответа не было. В то время Поликарп вел успешную миссионерскую деятельность среди нехристиан в районе Чандрапура. Около 1000 человек индуистов, буддистов и анимистов Поликарп вместе со своими помощниками-миссионерами привели ко Христу. Достижения Поликарпа заметила Англиканская Церковь и предложила ему стать епископом. Англиканский миссионер сомневался в принятии сана, поскольку на тот момент он все больше убеждался в истинности православия и все сильнее ощущал недостатки Англиканской Церкви. Но ответа от Православных Церквей все не было, поэтому Поликарп принял сан с намерением как можно больше людей привести ко Христу, в надежде, что и они когда-нибудь смогут стать православными вместе с ним. Епископом Поликарп стал 24 ноября 2011 года.
Епископ Поликарп не отчаивался и продолжал искать контакты с Православными Церквями. В Интернете он познакомился с архимандритом Даниилом (Бьянторо), который на тот момент руководил миссией РПЦЗ в Джакарте, столице Индонезии. Через него Поликарп отправил обращение к митрополиту Илариону (Капралу), Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей. Через несколько месяцев пришел ответ с согласием принять индийцев в Православную Церковь. Общины должны были ожидать приезд священника.
Как только Поликарп получил положительный ответ, он стал звать всех членов его общин перейти из англиканства в православие. На тот момент он уже был епископом и руководил 50-ю общинами, включая собственную в Чандрапуре, состоящими приблизительно из 1000 верующих. Практически все они пришли из индуизма в англиканство благодаря проповеди. Родственники Поликарпа хорошо понимали, что из-за перехода в Русскую Православную Церковь они подвергнутся остракизму от некоторых англикан.
К тому времени Поликарп уже ясно понимал, что в католической и протестантских церквях, в том числе в его родной англиканской, нет полноты апостольской веры. Он знал, что не только из-за политических причин, но больше из-за разницы в понимании веры у Вселенской Православной Церкви пока нет общения с другими церквями. В то же время Церковь должна быть одна, если продолжать рассуждения апостола Павла: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5). Жажда истины и поиск Церкви, исповедующей ее в полноте, сподвигли епископа Поликарпа перейти из Англиканской Церкви в Православную. На этом пути он встретил много трудностей.
Когда контакт с Православной Церковью установился и стало известно, что РПЦЗ направит священника Адриана Августуса вместе с мирянином и миссионером из России, Поликарп написал письмо своему англиканскому митрополиту и объявил о своем переходе в Православную Церковь. Бывший епископ стал готовить 50 англиканских общин к переходу в православие. Каждая община возглавлялась миссионером, который занимался евангелизацией и богослужениями мирянским чином. Поликарп посетил все общины и рассказал старостам о православной вере. На тот момент все старосты приходов согласились перейти в Православную Церковь.
Томительным оказалось время ожидания представителей Православной Церкви. Индийцы нуждались в благодатных церковных Таинствах и официальном признании от Православной Церкви, чтобы войти в полноту общения. В тоже время в общины стали приезжать англикане, которые убеждали верующих вернуться назад в Англиканскую Церковь. Большинство приходов согласились вернуться, на их решение оказали влияние англикане, убеждающие их отменить свое решение о переходе. Повлияло и отсутствие ясного плана у РПЦЗ о сроках принятия людей в Церковь и о развитии православной миссии в Чандрапуре. Таким образом, к приезду миссионера из России за Поликарпом в православие последовало только 6 общин, в которых было около 160 человек (включая несколько человек готовящихся к крещению).
Когда мы решили войти в ковчег спасения – Святую Православную Церковь – наши англиканские друзья постоянно говорили нам, что мы делаем ошибку, но, милостью Божией, мы были счастливы, и были готовы на такую «ошибку». Тяжелейшее время было, когда большинство приходов решило вернуться в Англиканскую Церковь, когда они не смогли ждать дольше. Пребывая в тягостном ожидании, и я неоднократно спрашивал себя: «Действительно ли мы идем правильным путем? Почему так сложно и долго принять нас в Церковь, если Она истинное Тело Христово?» В объяснении Таинства Миропомазания я читал, что возможность вернуться в ересь при переходе в Православие – это причина, по которой нельзя надолго откладывать переход. Это поразило меня – не должна ли Церковь более вдохновенно принимать тех людей, которые горячо желают стать частью Божией Семьи? Но Господь просветил мое сердце, и я понял, что Бог не забывает нас, Он лично призывает нас к Себе, однако это сильно раздражало врага нашего спасения, и он воздвигал на нашем пути препятствия.
Первым, кто из православных посетил бывшую англиканскую общину Чандрапура, стал русский миссионер и предприниматель Сергей Станиловский. Поездка состоялась в августе 2012 года по благословению архиепископа Егорьевского Марка (Головкова), секретаря Московской Патриархии по зарубежным учреждениям (с 2014 г. руководителя). Изначально планировалась поездка Станиловского в компании со священником из РПЦЗ, однако священник не смог прибыть.
После встречи Сергей Станиловский писал: «Вчера я говорил перед 50 местными жителями, не считая детей. Когда я попросил поднять руки тех, кто хочет стать православным, отозвались все. Сегодня мы приехали в другую деревню и здесь то же. Я очень удивлен их знаниями. Видно, что люди тщательно изучили православную веру и догматику. От них можно услышать такие точные ответы на вопросы, каких я не слышал в Москве. Это удивительная ситуация. Обычно ожидаешь, что будешь проповедовать и спорить, но здесь все со всем согласны и искренне верят, что Православие есть истина. Я как бы приехал на все готовенькое. Их познания в богословии поразительны. Я удивляюсь, как люди, будучи вне Церкви, так хорошо могут все знать о нас… Это какое-то чудо. Мало того — знать, но искренне верить в это и ждать, когда их примут в Православие. В Москве мы ходим по улицам и приглашаем в храмы, лишь бы люди согласились воцерковиться, а здесь, наоборот, люди, которые готовы и очень хотят, но не могут стать православными, потому что до них пока не доехал священник».
Ознакомившись с отчетом Сергея Станиловского, в ноябре 2012 года архиепископ Марк (Головков) отправил священника Станислава Распутина из Карельской епархии для того, чтобы принять нас в Православную Церковь. С 30 октября по 17 ноября 2012 года священник Станислав Распутин посещал общины и принимал бывших англикан в Православную Церковь через Таинство Миропомазания. Первая православная литургия была отслужена 4 ноября на втором этаже нашего дома в Чандрапуре.
С марта 2013 г. по январь 2014 г. в наш регион центральной Индии четыре раза приезжали священники-миссионеры из России. Эти приезды были жизненно необходимы для молодой общины, в которой не было священника, а будущее без официального церковного признания было неопределенным. Священники духовно укрепили верующих в выбранном ими пути. Визиты русских священников:
1. Первым приехал иерей Артемий Ларионов, в то время клирик Уфимской епархии, со студентами из ПСТГУ. Миссионеры из России посетили православных Чандрапура с 16 (вечер) по 19 марта 2013 г. Заезд в Чандрапур был частью длительной поездки группы по Индии с 4 марта по 12 апреля 2013 года. 2. Второй раз общину посетил иерей Станислав Распутин, клирик Петрозаводской и Карельской епархии. С 5 по 7 июля 2013 года иерей Станислав посетил Нагпур, где встретился с Поликарпом Нехамаийа и старостами сельских общин. Посещение Чандрапура было частью программы миссионерской поездки по Индии с 5 по 14 июля 2013 года. Русский миссионер намеревался посетить Чандрапур, но в то время в городе было неспокойно из-за политических волнений, вызванных политическими выборами, поэтому он ограничился пребыванием в отеле Нагпура. 3. Еще один визит иерея Станислава Распутина с Сергеем Станиловским состоялся в ходе масштабной миссионерской поездки по Индии с 31 октября по 20 ноября. Они посетили Чандрапур и его окрестности с 2 по 6 ноября 2013 года. План поездки был утвержден архиепископом Егорьевским Марком, секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. В ходе поездки священник также посетил города Мумбаи, Бангалор, Ченнай, Морджим (штат Гоа), Дели и русское посольство в государстве Бангладеш. 4. Еще один приезд иерея Артемия Ларионова (ныне запрещен в служении) со студентами из ПСТГУ. Последний визит русских миссионеров в Чандрапур и его окрестности был с 25 по 27 декабря. Общину посетили в ходе самой длительной миссионерской поездки с 23 декабря 2013 г. по 29 января 2014 г. Она состоялась по благословению Марка, архиепископа Егорьевского, и при кураторстве диакона Георгия Максимова. Поездка совершена с целью поддержки и развития православной общины в штате Гоа. В состав группы вошли священник Артемий Ларионов и два студента ПСТГУ – Моисей Хальченя и Дмитрий Ерега. Вся члены группы посетили Чандрапур.
Результатом всех миссионерских поездок стало присоединение к Русской Православной Церкви около 170 коренных индийцев в шести общинах. Все миссионеры, посещавшие район Чандрапура, дали хорошие отзывы о православной общине, высоко оценили познания православной веры и указали на достойную миссионерскую работу бывшего англиканского епископа Поликарпа. К сожалению, приезд священника Артемия Ларионова в конце декабря 2013 года стал последним.
С 2014 по 2018 гг. у православных Индии не было священника. С самого начала мой брат Поликарп выдвинул свою кандидатуру для рукоположения. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) благословил Поликарпу пройти богослужебную практику в Таиланде. В середине декабря 2012 года Поликарп прибыл в Королевство Таиланд. Архимандрит Олег (Черепанин), представитель Русской Православной Церкви в Таиланде, поручил своему помощнику Павлу Сайдботтому (Paul Sidebottom) непосредственно руководить богослужебной подготовкой Поликарпа в Свято-Успенском мужском монастыре в Ратчабури. По результатам практики Поликарп получил рекомендацию на рукоположение, кроме того, были написаны положительные рекомендации от архимандрита Даниила (Бьянторо) и еще трех священников РПЦЗ из Новой Зеландии, США (Флорида) и Республики Фиджи.
Трижды митрополит Иларион (Капрал) пытался рукоположить Поликарпа в священный сан, но каждый раз обстоятельства не складывались. Приведем слова из интервью митрополита Илариона: « –Некоторые критики говорят о поспешности рукоположения новообращенных в священный сан… – Этой зимой я ездил в Индию, познакомился с обстановкой в целом и с представителями этих общин. И я своими глазами видел, как эти люди серьезно, трепетно и усердно готовятся к серьезному шагу в своей жизни: одни – к крещению, другие – к принятию сана. Люди эти горят, как свечки, среди чуждого им по духу мира. Если общине не дать вовремя священника, не начать служить Литургию, никто не может знать, что ждет этих людей. Если они просят дать им Воды Живой, мы не можем и не должны отказывать. К тому же мы сами более 90 лет живем среди инославного окружения, и у нас, в Зарубежной Церкви, есть опыт принятия инославных в Православие. Поэтому когда Господь посылает задачи, я не смею сказать Ему: «Нет». Когда люди хотят присоединиться к Церкви, иметь миссионерскую общину, я всегда стараюсь идти им навстречу, потому что наш долг – исполнять повеление Спасителя: «идти, научить и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа» (интервью митрополита Илариона (Капрала) порталу Православие.ru. URL: https://pravoslavie.ru/61576.html).
В 2013 году иерей Георгий Максимов направил меня в Таиланд за рекомендательным письмом к архимандриту Олегу (Черепанину). Уже в 2014 году с благословения архиепископа Марка (Головкова) я отправился в Санкт-Петербургскую духовную академию. Когда я был англиканином, я хотел стать священником, но мой отец не позволил мне бросить образование, чтобы поступить в семинарию. Он всегда говорил: «Сначала заканчивай свое образование, а потом делай, как хочешь». В то время я его не понимал, но он был прав. Все в нашей англиканской церкви знали мое рвение к церкви. Однажды, когда мой отец был очень болен, к нам пришел священник, чтобы помолиться за него. При отце священник предложил мне поступить в семинарию, потому что его друг был ректором. Я ответил да, но мой отец молчал. Тогда священник забронировал для меня место в семинарии, но в тот же день умер мой отец, и я оставил мысль стать священником, веря, что это не Божья воля. Я продолжил образование и закончил бакалавриат по микробиологии. Через несколько лет, когда мы только стали православными, русский священник предложил мне принять священный сан, но тогда я отклонил предложение. Однажды, слушая песнь Богоматери, внутренний голос громко сказал мне: «Иди в семинарию». В то время я учился в магистратуре. Я бросил ее и поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
На первом году обучения в СПбДА 8 августа 2015 г. я заключил брак с Екатериной (Нехой) Харирамани, а позже мы были венчаны в духовной академии. 26 мая 2018 года архиепископ Амвросий (Ермаков) рукоположил меня в сан диакона, а 27-го, на праздник Пятидесятницы, в сан пресвитера. За месяц до рукоположения одна благочестивая христианка из Австралии оплатила дорогу в Россию и обратно моей жене, матери и жене брата с их дочкой. Так я стал первым священником Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Индии.
Летом 2018 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил антиминс для священнодействия в храме в честь Живоначальной Троицы города Чандрапур.
По окончании духовной академии в 2019 году я был направлен на служение в Индию. 29 августа 2019 г. за подписью митрополита Антония (Севрюка) выдано удостоверение в том, что я назначен настоятелем общины в честь Живоначальной Троицы. В Индии наш приход зарегистрирован как религиозная организация под названием «Ecclesia of India», потому что другие названия не позволило зарегистрировать правительство Индии.
Необходимо заметить, что церковная жизнь с богослужением мирянским чином (типикой) в домовой церкви Чандрапура шла еще с 2012 года, т. е. со времени принятия православия. В нашем семейном доме Нехамаийа оборудована домовая церковь, вмещающая в себя не более 20 человек. Помещение на втором этаже дома постепенно украшалось и все более принимало вид православного храма. Так в 2016 году появился иконостас (клееный), пожертвованный схимонахом Митрофаном (Юрченко) из Самары. Вне богослужения домовый храм посещают инославные и индуисты, которые интересуются православием.
В настоящее время православный приход объединяет более 300 верующих из 9 общин: Чандрапура, Мула, Цаморши, Гхаргав, Кавпхи, Гунтур (штат Андхра Прадеш), Нагпура и Мумбаи. В каждой общине есть староста. Старосты сельских общин созывают верующих на богослужение, готовят все необходимое, в том числе и бесплатную трапезу, проводят богослужение мирянским чином, когда нет священника, а также проповедуют о православной вере. Иногда богослужения проходят в храме, арендованном у Маланкарской Церкви, иногда в домах (хижинах) старост, но чаще всего под открытым небом, потому что дома старост не вмещают всех желающих. Приход постоянно растет.
Русская православная община в Индии появилась не благодаря миссии извне, а из горячего желания коренных жителей страны присоединиться к православию. На этом пути мы встретили множество препятствий и до сих пор их преодолеваем. Чудо в том, что именно Бог излил Свою милость на людей, которые были «некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (2 Пет.1:20). «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2: 8-9).